Официально больных диабетом в России 5,5 млн, только за последний год, по данным Всероссийского союза страховщиков, такой диагноз получили 600 тыс. человек. Но на самом деле, по оценкам НМИЦ эндокринологии, число диабетиков у нас — не менее 10 млн. А есть еще предиабет — «пограничное» состояние, еще не вполне болезнь, но уже и не здоровье. И таких — не менее 20 млн. Это не преувеличение — достаточно оглянуться вокруг и убедиться, сколько среди нас «крупных», «полных» и откровенно толстых.
Важно знать: если вовремя «зацепить» состояние предиабета и принять несложные меры, можно остановить развитие собственно диабета, а значит, и не доводить до его опасных осложнений — инфаркта, инсульта, заболеваний глаз (вплоть до слепоты), почек (привет, диализ), поражения сосудов ног вплоть до ампутации.
«Кровь с молоком»
Беда в том, что полнота — даже в молодом возрасте — не воспринимается как что-то опасное. Люди считают себя здоровыми и не обследуются. Российское исследование NATION показало, что каждый второй пациент не знает о своем предиабете и диабете. «В Московской области мы видели ту же картину: у 7% взрослых диабет выявляли случайно, и еще у 17% — предиабет. У пациента уже повышены показатели глюкозы, но на самочувствии это сначала не сказывается. Сахар разрушает сосуды медленно, до появления отчетливых признаков болезни проходит 7-10 лет. Между тем, если регулярно обследоваться, контролировать уровень глюкозы, до 80% случаев предиабета можно повернуть вспять», — объясняет старший научный сотрудник отделения терапевтической эндокринологии МОНИКИ имени Владимирского Илья Барсуков.
В Финляндии озаботились проблемой и разработали простой опросник-тест, пройдя который любой человек легко может оценить свои риски заболеть. Этот тест в Финляндии даже печатали на счетах за коммунальные услуги — чтобы его прошли как можно больше людей. Набрал мало баллов — живи спокойно. Если попал в красную зону — бегом к врачу. Российские эндокринологи адаптировали тест к нашим условиям и включили в клинические рекомендации по лечению диабета второго типа (см. инфографику).
Спать, есть, двигаться
Половина успеха в лечении зависит от самого пациента: достаточно изменить образ жизни — отказаться от «неправильной» еды, наладить режим (высыпаться — обязательно), больше двигаться, и диабета удастся избежать. Часто можно обойтись даже без лекарств.
Благодаря работе мышц разгоняется обмен веществ и сахар быстрее всасывается из крови в клетки: они получают так необходимую им энергию, а уровень глюкозы в крови нормализуется, говорит врач лечебной физкультуры, профессор НМИЦ эндокринологии Серафима Чечельницкая. «Понятно, что все мы сверхзаняты, мои пациенты мне говорят, что им просто некогда заниматься. Значит, надо по максимуму использовать те возможности, что есть», — советует Чечельницкая.
Вот несколько советов:
Минимальная норма — 30 минут среднего уровня нагрузки в день или 150 минут — в неделю (но этого, откровенно говоря, маловато, отмечает профессор).
Выбирайте ту активность, которая вам нравится. Йога, танцы, волейбол — годится все. Медленная прогулка с собакой от куста до куста — это не тренировка, а вот ходьба в хорошем темпе в течение 40 мин. — уже хорошо.
Интенсивность нагрузки можно контролировать по частоте пульса: от 220 ударов в минуту отнимите свой возраст — и получите максимально допустимый показатель пульса.
После каждых 15-20 мин. нагрузки делайте несколько дыхательных упражнений — это повысит эффективность тренировки.
Когда нужны лекарства
Сахарный диабет поражает мелкие кровеносные сосуды, в результате поражаются все органы. Однако выполняя правила, есть все шансы предотвратить или отсрочить большую часть осложнений. Диабетом можно научиться управлять — не случайно федеральный проект предусматривает возобновление работы школ для предиабетиков и диабетиков.
Но если скорректировать уровни глюкозы без медикаментов не получается, врач-эндокринолог подберет подходящие сахароснижающие препараты.
«Сегодня в арсенале врачей огромный выбор лекарств для лечения сахарного диабета, которые прошли огромный путь эволюции. Если недавно мы выбирали всего из трех групп сахаропонижающих средств, то сейчас используется восемь групп препаратов с различным механизмом действия, плюс все чаще применяются комбинированные препараты, и число комбинаций очень большое. Только с инсулином мы используем 400 комбинаций, а без него — еще 50. Каждому больному можно подобрать оптимальную терапию», — поясняет доктор Барсуков.
Все чаще, по его словам, применяют лекарства пролонгированного действия — они позволяют избежать резких скачков уровня сахара в крови.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.