В наши дни такое дело, как работа на фриланс, как и обычная работа на местного заказчика в сфере Интернет-разработок — особо не нуждается в длительных поисках и удержании каждого клиента, поскольку наиболее удачный клиент — это тот, кто разбирается не только в своём бизнесе, но и понимает основы, логику и тенденции современного сайтостроения. К тому же, в жизни каждого уважающего себя исполнителя-программиста, верстальщика, да и любого стартапера настаёт период, когда в приоритет встают исключительно собственные проекты и разработки. В такой ситуации "за бортом" могут остаться заказчики, особенно которые требуют к себе постоянного внимания (порою больше жизни личной))), при этом с подчас очень низкими бюджетами на исполнение работ.

"Назойливый

Итак, это в теории касается каждого, в последнее время коснулось и меня. Поэтому сегодня о накипевшем. А именно о том, как не допустить крайностей в работе с заказчиком, а также наиболее корректно отказаться от работы с клиентом. К примеру в случае если у вас куча других работ проектов, либо по любым другим причинам (тут уже каждый для себя решает сам), не испортив при этом отношений с человеком, либо компанией. Ниже представлен наиболее популярный набор способов по оптимизации работы с клиентами по созданию сайтов, которые, возможно, помогут вам в работе.

Начну с того, что все мы всё-таки люди, и все сайты, проекты и прочие мелочи — лишь разделяют нас на заказчиков и исполнителей, и это нужно осознавать. Поэтому, прежде всего, в любой ситуации нужно оставаться людьми.

Естественно, нельзя кидать работу на полдела — поэтому всегда определите план работ, по завершению которых и вы, и заказчик будете иметь открытую картину того, что готово, а что нет. В идеале конечно же иметь подробное техническое задание с календарным сроком выполнения каждого из этапов работ.

И главное не допустить ситуации, когда заказчик, вроде бы, здраво проявляя интерес к работе над его проектом, вдруг станет очень навязчивым и неравнодушным чуть ли не к каждой строке кода и пикселу в макетах. В особых случаях заказчик может звонить чуть ли не по 5 раз в день и "присутстовать" почти в каждом Вашем жизненном процессе. Чтобы этого не допустить, заранее ставьте реальные сроки этапов работ, держите "дистанцию на Вы" и заранее определяйте своё рабочее время для оффлайн-общения и встреч с заказчиком (допустим, с 9 до 19; несмотря даже на то, что можете работать и по ночам).

Ну и конечно же всегда старайтесь брать предоплату. Это вечный и наиболее стабильный способ "не остаться с носом". За достойно оцененную работу можно и потерпеть назойливость заказчика, но допускать крайностей очень не рекомендую.

Желаю вам только качественных, знающих своё дело и ход работ заказчиков!

Автор обзора: Юрий Вайланд