Интернет-платежи завоевывают популярность в России — на них приходится уже каждый третий рубль при оплате покупок с помощью пластиковых карт.

Объем платежей за товары и услуги при помощи карт в прошлом году вырос более чем в полтора раза — на 51,1% до 882,7 млрд руб., говорится в отчете ЦБ за 2008 г. Этот рост связан с тем, что на 45,6% до 458 300 увеличилось число устройств, принимающих карты к оплате, отмечается в отчете. Впрочем, любовь к наличным у граждан сильнее: на снятие их приходится 88,9% сумм, проходящих через пластиковые карты, тогда как на расчеты — лишь 9,7%, констатирует ЦБ.

Сильнее всего в прошлом году росла популярность платежей с помощью интернета и мобильного телефона: на 70,6% — количество транзакций до 20 млн, а оборот — на 65% и составил 474 млрд руб.

Банки активно продвигали интернет-оплату в 2008 г., поскольку старались снизить операционные издержки, вспоминает Елена Дворовых из Промсвязьбанка. По ее мнению, обороты по операциям с использованием интернета будут расти и в 2009 г.: «Они удобны и для банка, и для клиента».

С одной стороны, это эффект низкой базы, поскольку оплата через интернет и мобильный начала набирать обороты сравнительно недавно, считает один из госбанкиров. С января 2008 по январь 2009 г. обороты по оплате картами в интернете на сайтах — партнерах банка выросли более чем на 250%, указывает член правления «ВТБ 24» Георгий Горшков. Обороты в Телебанке (интернет-банк «ВТБ 24») выросли более чем на 400%, добавляет он.

Россияне больше тратят в интернете, уверен президент «ТКС банка» Оливер Хьюз. Большие продажи приходятся на билеты РЖД, «Аэрофлота» и авиакомпании «Сибирь» и др., указывает он. По оценкам iKS-Consulting, в 2008 г. через интернет с помощью пластиковых карт было оплачено авиабилетов на сумму 10,6 млрд руб. и железнодорожных билетов на 1,5 млрд руб. — в 3,8 раза больше, чем в 2007 г.

Авиакомпания активно развивает интернет-продажи (с 2006 г.), поскольку это позволяет снизить издержки до 120 млн руб. в год, объясняет руководитель пресс-службы «Сибири» Кирилл Алявдин. Компания, по его словам, стимулирует потребителей покупать билеты через интернет, предлагая им очень выгодные тарифы, доступные только при покупке на сайте. В 2008 г. продажи билетов S7 через интернет увеличились на 27%, а уже в апреле по сравнению с данными за аналогичный период 2008 г. рост составил 60%.

Всего в России эмитировано 119,2 млн карт, указывает ЦБ, но, несмотря на значительный объем эмиссии, используется менее половины этого объема.

Источник: Ведомости.ру